Статьи: Налоговая оптимизация

ОБЗОР СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 1 (2017) 

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ СПОРАМ

  

Практика применения законодательства о налогах и сборах,

обязательных страховых взносах во внебюджетные фонды

34. Выплаты работникам на случай расторжения трудового договора по соглашению сторон, установленные коллективным договором или трудовым договором, не подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами.

Решением управления Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - пенсионный фонд) общество привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Основанием для принятия указанного решения послужили выводы о занижении базы страховых взносов в результате неправомерного исключения из облагаемой страховыми взносами базы компенсационных выплат, произведенных работникам при расторжении трудового договора по соглашению сторон.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного решения незаконным.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, заявленное требование удовлетворено.

Постановлением арбитражного суда округа решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены, в удовлетворении заявленного требования отказано. Суд исходил из того, что в силу прямого указания п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) не облагаются страховыми взносами только те компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников (кроме компенсации за неиспользованный отпуск), которые прямо установлены законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации). Указанный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Выплата работникам каких-либо компенсаций в случае расторжения трудового договора по соглашению сторон, нормы и размер такой выплаты законодательными актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или решениями представительных органов местного самоуправления не предусмотрены.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила постановление арбитражного суда округа и оставила в силе решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Несмотря на то, что установленный гл. 27 ТК РФ перечень гарантий и компенсаций, подлежащих выплате работникам при расторжении трудового договора не включает такие выплаты как выходное пособие в связи с расторжением трудового договора по соглашению сторон, ч. 4 ст. 178 ТК РФ позволяет работодателю трудовым договором или коллективным договором определять другие случаи выплат выходных пособий, а также устанавливать повышенные размеры выходных пособий.

В соответствии с подп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемые периоды) не подлежали обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 188-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования" (далее - Закон N 188-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г., в подп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ были внесены изменения, согласно которым не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением: компенсации за неиспользованный отпуск; суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка.

Следовательно, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не подлежат обложению страховыми взносами.

В пояснительной записке к проекту Закона N 188-ФЗ сказано, что законопроектом предусматривается уточнить нормы Закона N 212-ФЗ, установив ограничение на освобождение от обложения страховыми взносами сумм выходного пособия и среднего месячного заработка при увольнении на период трудоустройства, а также компенсации при увольнении руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации. Законодатель, принимая закон в таком виде, исходил из того, что выплаты, установленные в коллективных или трудовых договорах в соответствии с трудовым законодательством, следует рассматривать как выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, а потому подлежащие освобождению от обложения страховыми взносами. При этом до 1 января 2015 г. это не зависело от сумм таких выплат.

Таким образом, выплачиваемое работнику при расторжении трудового договора по соглашению сторон выходное пособие, предусмотренное коллективным договором и дополнительными соглашениями к трудовым договорам, которые являются неотъемлемой частью трудовых договоров, в качестве дополнительной гарантии и компенсации при увольнении, является компенсационной выплатой при увольнении, установленной законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, спорные выплаты подпадают под действие подп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемых периодах) и не подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами.

Определение N 304-КГ16-12189

 

ФНС России сообщает, что с 1 января 2017 года отменено действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 1) и применяется Общероссийский классификатор видов экономической деятельности в новой редакции (ОКВЭД 2), введенный в действие 1 февраля 2014 года. 

В соответствии с приказом ФНС России с 11 июля 2016 года при указании видов экономической деятельности в формах заявлений для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, используется ОКВЭД 2.

Коды видов экономической деятельности, внесенные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП до 11 июля 2016 года с использованием ОКВЭД 1, в автоматическом режиме приведены в соответствие с ОКВЭД 2 с учетом переходных ключей между ОКВЭД 1 и ОКВЭД 2, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации и размещенных на сайте Минэкономразвития России.

В случае если одному коду вида экономической деятельности по ОКВЭД 1 соответствует несколько кодов видов экономической деятельности по ОКВЭД 2, в ЕГРЮЛ и ЕГРИП были внесены все коды ОКВЭД 2, соответствующие данному коду ОКВЭД 1.

Если коду основного вида экономической деятельности по ОКВЭД 1 соответствует несколько кодов видов экономической деятельности по ОКВЭД 2, в ЕГРЮЛ и в ЕГРИП в качестве основного вида экономической деятельности внесен код с наименьшим значением кода по ОКВЭД 2.

Остальные коды видов экономической деятельности по ОКВЭД 2 внесены в качестве дополнительных видов деятельности.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 14 февраля 2017 г. N БС-4-11/2748@
В связи с поступающими массовыми вопросами плательщиков страховых взносов ФНС России разъясняет.
1. По вопросу уплаты страховых взносов и представления отчетности плательщиками страховых взносов - организациями, имеющими обособленные подразделения.
Исходя из положений пунктов 7 и 11 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, расположенных на территории Российской Федерации, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Принятие решения о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, принимается плательщиком страховых взносов самостоятельно.
На основании подпункта 7 пункта 3.4 статьи 23 Кодекса плательщик страховых взносов обязан сообщать в налоговый орган о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий).
Соответственно, обязанность сообщать в налоговые органы о создании обособленного подразделения без наделения его указанными выше полномочиями, у плательщиков страховых взносов отсутствует.
В силу особенностей норм законодательства порядок представления отчетности и уплата страховых взносов и налога на доходы физических лиц организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, различны.
Так, согласно пункту 2 статьи 230 Кодекса налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, представляют документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры.
2. По вопросу уплаты страховых взносов организациями, применяющими "зачетный" механизм.
Согласно пункту 2 статьи 431 Кодекса сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, плательщики страховых взносов уплачивают сумму страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за вычетом расходов по данному виду страхования.
Исходя из положений пункта 9 статьи 431 Кодекса, если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством превышает общую сумму исчисленных страховых взносов по этому виду страхования, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по этому виду страхования на основании полученного от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами ФСС России в соответствии с порядком, установленным Законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ.
Таким образом, случай, указанный в пункте 9 статьи 431 Кодекса, касается превышения расходов по социальному страхованию на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по итогам отчетного (расчетного) периода. Внутри отчетного периода действует правило пункта 2 статьи 431 Кодекса о том, что сумма взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду страхования.
Одновременно сообщаем, что уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляется в полном объеме без уменьшения на сумму расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного страхования в случае, если плательщики страховых взносов стоят на учете в налоговых органах в субъектах Российской Федерации, где реализуется пилотный проект, предусматривающий особенности финансового обеспечения, назначения и выплаты страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 в настоящее время пилотный проект реализуется в: Карачаево-Черкесской Республике, Нижегородской области, Астраханской области, Курганской области, Новгородской области, Новосибирской области, Тамбовской области, Хабаровском крае, Республике Крым, г. Севастополе, Республике Татарстан, Белгородской области, Ростовской области, Самарской области, Республике Мордовия, Брянской области, Калининградской области, Калужской области, Липецкой области, Ульяновской области.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести указанное письмо до сведения территориальных органов и плательщиков страховых взносов.
Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
С.Л.БОНДАРЧУК

Вопрос: Обязана ли организация выдавать менеджерам по продаже и бухгалтерам мыло в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандартом безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н?
Ответ: Организация не обязана выдавать менеджерам по продаже и бухгалтерам мыло.
Обоснование: Приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств (далее - Типовые нормы) и Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами".
Согласно п. 7 Типовых норм выдаются мыло или жидкие моющие средства.
При этом исходя из Типовых норм остается нераскрытым вопрос о необходимости выдачи мыла офисным работникам.
Данный вопрос был рассмотрен Минтрудом России в Письмах от 30.08.2016 N 15-2/ООГ-3095, от 06.05.2016 N 15-2/ООГ-1752. И Минтруд России пояснил, что офисным должностям мыло, в соответствии с Типовыми нормами, не выдается.
Таким образом, организация не обязана выдавать менеджерам по продаже и бухгалтерам мыло, оно может находиться в ванной комнате.
А.А. Болдырь
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
10.02.2017
 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
 
ПИСЬМО
от 24 января 2017 г. N БС-4-11/1139@
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо и в дополнение к письму ФНС России от 27.10.2016 N БС-4-11/20538@ по вопросу определения даты фактического получения работником дохода в виде премии для целей уплаты налога на доходы физических лиц сообщает следующее.
С учетом Определения Верховного Суда Российской Федерации от 16.04.2015 N 307-КГ15-2718 датой фактического получения дохода в виде премии, связанной с выполнением работником трудовых обязанностей, в соответствии с пунктом 2 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен указанный доход в соответствии с трудовым договором (контрактом).
В этой связи датой фактического получения дохода работника в виде премии за выполнение трудовых обязанностей по итогам работы за месяц с учетом пункта 2 статьи 223 Кодекса признается последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен указанный доход.
При этом датой фактического получения дохода работника в виде премии за выполнение трудовых обязанностей по итогам работы за квартал (год), по мнению ФНС России, признается последний день месяца, которым датирован приказ о выплате работникам премии по итогам работы за квартал (год).
Таким образом, например, если работнику доход в виде премии по итогам работы за 2016 год на основании приказа выплачен 02.02.2017, то данная операция отражается в расчете по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2017 года следующим образом.
Раздел 1:
по строкам 020, 040, 070 - соответствующие суммовые показатели;
по строке 060 - количество физических лиц, получивших доход.
Раздел 2:
по строке 100 указывается 31.01.2017;
по строке 110 - 02.02.2017;
по строке 120 - 03.02.2017;
по строкам 130, 140 - соответствующие суммовые показатели.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса                                   С.Л.БОНДАРЧУК
24.01.2017
Tags:
СТАТЬИ
© 2016 ООО "МАСТЕРФИНАНС". All Rights Reserved.

Search