>

Статьи: Налоговые проверки

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
 
ПИСЬМО
от 22 февраля 2017 г. N ЕД-4-15/3411
 
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Пунктом 6 статьи 88 Кодекса налоговым органам предоставлено право при проведении камеральных налоговых проверок требовать у налогоплательщика-организации или у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя представить в течение пяти дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном порядке у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы.
Порядок истребования документов при проведении налоговой проверки предусмотрен статьей 93 Кодекса.
Вместе с тем в силу пункта 7 статьи 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.
Учитывая вышеизложенное, направление в адрес налогоплательщиков требований о представлении документов (информации), содержащих ссылки на статью 93 Кодекса, производится в соответствии с положениями Кодекса.
 
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
22.02.2017
 

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июля 2013 г. N 57 
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ЧАСТИ ПЕРВОЙНАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Выдержка)
 

27. Из взаимосвязанного толкования положений статей 88, 89, 93, 93.1 (пункты 1 и 1.1) и 101 НК РФ следует, что истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.

В связи с этим судам следует исходить из того, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом указанным лицам только в пределах сроков, предусмотренных соответственно пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89 и пунктом 6 статьи 101 Кодекса.

Поэтому, принимая во внимание положения пункта 4 статьи 101 НК РФ, согласно которым при рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ, доказательства, истребованные налоговым органом после истечения указанных сроков, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки.

Одновременно необходимо учитывать, что налоговый орган, руководствуясь нормой абзаца второго пункта 4 статьи 101 Кодекса, при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать также документы, полученные в установленном НК РФ порядке до момента начала соответствующей налоговой проверки.

 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ПИСЬМО от 14 февраля 2017 г. N 03-02-08/7955
 

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и благодарит за внимание, проявленное к вопросам налогообложения.

По вопросам, входящим в сферу ведения Департамента в части обеспечения эффективности налоговых проверок, следует отметить, что налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля урегулированы Налоговым кодексом Российской Федерации.

Основная задача налогового контроля - соблюдение баланса интересов государства и бизнеса, при котором, с одной стороны, снижается давление на добросовестных налогоплательщиков, своевременно и в полном объеме исполняющих обязательства перед бюджетом, а с другой - обеспечивается неотвратимость наказания тем, кто сознательно уклоняется от уплаты налогов и нарушает законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

Современная система налогового контроля и администрирования построена на основе аналитической работы, прогнозирующей риски и учитывающей особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, что позволяет проводить налоговым органам оптимальное количество выездных налоговых проверок.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, которой определены критерии налоговых рисков, используемых в аналитической работе, проводимой налоговыми органами, и в отборе налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок.

Критерии налоговых рисков общедоступны и размещены на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В числе налоговых рисков, в частности, учитываются показатели выплаты работодателями заработной платы ниже среднего уровня по отрасли в регионе и ведение хозяйственной деятельности с применением схем уклонения от уплаты налогов.

 
Заместитель директора Департамента
А.А.СМИРНОВ
14.02.2017
 

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ПИСЬМО от 23 ноября 2009 г. N 03-02-07/1-519 (Выдержка)
 

Статьей 86 Кодекса не установлено ограничений по периоду времени, за который может быть истребована выписка по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке в случаях проведения налоговыми органами мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган влечет ответственность, предусмотренную ст. 135.1 Кодекса, и ответственность должностных лиц банков, предусмотренную ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 Кодекса у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), могут быть истребованы эти документы (информация) должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку, или руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Формы соответствующих документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждены Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Статьей 93.1 Кодекса не установлено ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 Кодекса, и ответственность должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С.В.РАЗГУЛИН

23.11.2009

 

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ 
ПИСЬМО от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734  (выдержка)

О применении к физическому лицу налоговой и административной ответственности.

Согласно пункту 1 статьи 108 Налогового кодекса никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом.

Следовательно, при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц необходимо учитывать, что одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние в силу пункта 2 статьи 108 Налогового кодекса не может быть одновременно привлечено к налоговой и иной ответственности.

Поэтому, если выявленное налоговым органом деяние совершено налогоплательщиком - физическим лицом в рамках налоговых правоотношений, определение которых дано в статье 2 Налогового кодекса, вопрос о квалификации этого деяния как правонарушения и его последствиях должен решаться только в соответствии с положениями данного Кодекса.

Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

Учитывая изложенное, физическое лицо не может быть привлечено одновременно к налоговой и административной ответственности в том случае, если налоговая и административная ответственность наступают в результате совершения одного и того же нарушения, то есть когда совпадает состав правонарушений, предусмотренных налоговым и административным законодательством.

 
СТАТЬИ
© 2019 ООО "МАСТЕРФИНАНС". All Rights Reserved.

Search