Статьи: Налоговые проверки

Лицам,  вызываемым на допрос в налоговый орган в качестве свидетеля, представляются следующие гарантии. 

1. За лицами, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия на работе, сохраняются место работы (должность) и средний заработок по основному месту работы.

2. Свидетелям возмещаются расходы на проезд, расходы на наем жилого помещения и дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные).

2.1. Возмещение свидетелям расходов на проезд к месту явки и обратно к месту жительства производится на основании проездных документов, но не выше:

стоимости проезда транспортом общественного пользования (кроме такси) - по шоссейным и грунтовым дорогам;

стоимости проезда в плацкартном (купейном) вагоне - по железной дороге;

стоимости проезда в каютах, оплачиваемых по V - VIII группам тарифных ставок на судах морского транспорта, и в каюте III категории на речных судах - по водным путям.

При пользовании воздушным транспортом возмещается стоимость билета экономического класса.

Помимо расходов на проезд возмещаются стоимость предварительной продажи проездных документов, расходы за пользование постельными принадлежностями.

2.2. Возмещение расходов на наем жилого помещения свидетелям - в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 550 рублей в сутки (при отсутствии документов, подтверждающих эти расходы - 12 рублей в сутки). Плата за бронирование места в гостинице возмещается в размере 50 процентов возмещаемой стоимости места за сутки.

2.3. Выплата суточных свидетелям - в размере 100 рублей за каждый день. При этом суточные не выплачиваются, если у свидетеля имеется возможность ежедневно возвращаться к месту жительства.

Выплата сумм, причитающихся свидетелям, производится по выполнении ими своих обязанностей, на основании решения руководителя налогового органа, привлекавшего указанных лиц в качестве свидетелей.

Источник: Постановление Правительства РФ от 16.03.1999 N 298 (ред. от 07.03.2016)

"О порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля"

 

1. Неявка свидетеля на допрос в налоговый орган  без уважительных причин, может повлечь взыскание штрафа в размере тысячи рублей. 

Перечень уважительных причин для неявки на допрос, в НК не названы. Как правило,  к таким причинам могут быть отнесены: болезнь, тяжелое стечение личных обстоятельств, командировка, неполучение повестки и т.д. 

Необходимо иметь в виду, что каждый раз, не являясь либо уклоняясь от явки без уважительных причин, лицо, привлеченное в качестве свидетеля,  совершает новое (а не повторное)  налоговое правонарушение, ответственность за которое предусмотрена в виде штрафа в размере тысячи рублей. 

Право налогового органа вызывать лицо в качестве свидетеля ничем не ограничено, таким образом, налоговый орган может вызывать одно и тоже лицо в качестве свидетеля (и оштрафовать за неявку) неограниченное количество раз. 

Кроме того,  неявка в качестве свидетеля после вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за аналогичное правонарушение, может быть истолковано, как грубое (увеличение штрафа в 2 раза – до двух тысяч рублей). 

Привлечение к ответственности (штрафу) за неявку свидетеля  возможно только при наличии двух условий:

- у налогового органа  есть документальное подтверждение получения повестки свидетелем;

- отсутствуют уважительные причины для неявки.

 2. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, либо дача заведомо ложных показаний может повлечь взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

Свидетель имеет право законно отказаться от дачи показаний в случае, если ему предлагают давать показания против самого себя, своего супруга и  близких родственников, либо в случае, если его показания составляют профессиональную тайну (адвокатскую, аудиторскую, врачебную, религиозную). 

Привлечение к ответственности (штрафу) за отказ от дачи показаний либо дачу заведомо ложных показаний возможно при условии, что свидетеля перед допросом, под роспись, предупредили об ответственности за отказ (уклонение) от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. 

3. Уголовная ответственность свидетеля за дачу заведомо ложных показаний в рамках налоговой проверки не предусмотрена. За дачу заведомо ложных показаний свидетеля возможно привлечь к уголовной ответственности только в том случае, когда свидетель дает свои показания по делу о налоговом преступлении  в суде или при проведении уголовного расследования по налоговому преступлению.

Налогоплательщик, в отношении которого ведется проверка (проверяемое лицо), в отличие от адвоката, не имеет права участвовать в допросе свидетеля, проводимого в рамках мероприятий налогового контроля. Такое разъяснение  дает Минфин РФ в письме от 22 октября 2015 г. N 03-02-07/1/60796. 
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО  от 22 октября 2015 г. N 03-02-07/1/60796
 
 В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение
и сообщается следующее.
   В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.
   В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка может проводиться как на территории (в помещении) налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа.
   Статьей 89 Кодекса не предусмотрено присутствие проверяемого лица при проведении выездной налоговой проверки
на территории налогового органа.
   Присутствие проверяемого лица при проведении в отношении его иных мероприятий налогового контроля определено соответствующими статьями Кодекса.
  Так, например, статьями 92, 93, 94, 95 Кодекса прямо предусмотрено право проверяемого лица участвовать при осмотре его территории (помещения), истребовании у него необходимых для проверки документов, выемке документов и предметов, проведении экспертизы.
   Статьей 90 Кодекса не предусмотрено участие проверяемого лица при допросе свидетелей.
Заместитель директора
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики                      Р.А.СААКЯН
22.10.2015
 

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства,  имеющие значение для осуществления налогового контроля. 

Свидетель имеет право законно отказаться от дачи показаний в случае, если ему предлагают давать показания против самого себя, своего супруга и  близких родственников, либо в случае, если его показания составляют профессиональную тайну. 

Неявка на допрос без уважительных причин либо необоснованный отказ от дачи показаний являются административным правонарушением.  

Не могут быть допрошены в качестве свидетеля: дети в возрасте до 14 лет; глухие, слепые, глухонемые; психически нездоровые лица; недееспособные,  а также лица, получившие сведения, составляющие профессиональную тайну: адвокаты, аудиторы, нотариусы, врачи, священнослужители.

При допросе свидетеля в налоговом органе имеют право присутствовать адвокат (поверенный), либо уполномоченный представитель (на основании  нотариально оформленной доверенности).

К правам адвоката (поверенного), уполномоченного представителя относятся: 

-право присутствовать на допросе;

-право высказывать замечания в процессе допроса (замечания заносятся в протокол);

-право подписывать протокол.

Адвокат (поверенный), уполномоченный представитель не имеют права давать показания вместо свидетеля. На вопросы налогового органа свидетель должен ответить лично.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО  от 31 октября 2012 г. N АС-4-2/18381@
О ДОВЕДЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ДО НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Федеральная налоговая служба в связи с обращениями налоговых органов по вопросу участия представителя, сопровождающего лицо, вызванное на допрос в налоговый орган в порядке статьи 90 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), сообщает следующее.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 31 Кодекса и пункту 1 статьи 90 Кодекса налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
Кодексом не указан исчерпывающий перечень лиц, которые могут участвовать или присутствовать при допросе. Вместе с тем, при проведении допроса свидетеля должно строго соблюдаться гарантированное частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации право каждого на получение квалифицированной юридической помощи.
Согласно статье 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон N 63-ФЗ) адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном в Законе N 63-ФЗ, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Закон N 63-ФЗ не регламентирует участие адвоката от имени доверителя в процессуальных мероприятиях, проводимых в отношении него.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 26 Кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.
Согласно положениям статьи 29 Кодекса уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Таким образом, в налоговом законодательстве дифференцировано понятие налогоплательщик и свидетель. Следовательно, положения статьи 26 Кодекса, в соответствии с которой регламентировано право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на свидетелей не распространяются.
Из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что налоговым законодательством не регламентированы права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган в порядке статьи 90 Кодекса.
Допрос адвоката (поверенного) вместо свидетеля является недопустимым вне зависимости от наличия у первого доверенности, предусматривающей такие полномочия.
В случае допроса свидетеля в порядке статьи 90 Кодекса, который пользуется квалифицированной юридической помощью, адвокат в порядке пункта 3 статьи 99 Кодекса вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу. При этом ответы на вопросы при проведении допроса дает свидетель самостоятельно.
Показания свидетеля заносятся в протокол, составляемый по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ и с учетом требований, предусмотренных статьей 99 Кодекса. Подпунктом 5 пункта 2 статьи 99 Кодекса, в протоколе, составляемом при проведении действий по осуществлению налогового контроля, в обязательном порядке указываются фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении.
Протокол прочитывается всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.
Из системного толкования статьи 90 и 99 Кодекса протокол допроса подписывают те лица, которые являлись участникам процессуального действия и могут подтвердить достоверность данных, занесенных в протокол допроса свидетеля.
Данное письмо размещено на странице Контрольного управления на Интранет-портале ФНС России и на официальном сайте ФНС России.
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до подведомственных налоговых органов.
Действительный государственный советник
Российской Федерации 3 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО
 

Допустимыми доказательствами при проведении налоговой проверки являются документы и информация, полученные налоговым органом в нижеследующие сроки.

1. До начала налоговой проверки. 

К таким доказательствам относятся ответы контрагентов (копии документов и информация) по запросам налоговых органов в рамках исследования сделок проверяемого лица.  Кроме того, в рамках исследования сделок проверяемого лица, налоговый орган имеет право проводить допросы свидетелей.

2. В период  проведения налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля. 

К таким доказательствам относятся:  документы проверяемого лица, представленные налоговикам по требованиям о представлении информации; документы, полученные в результате выемки;  ответы контрагентов в связи с проведением налоговой проверки; допросы свидетелей; протоколы экспертизы, осмотра помещений и инвентаризации. 

3. В период приостановления налоговой проверки (частично):  в этот период не допускается истребовать документы и информацию у проверяемого лица, проводить допросы его сотрудников, а также проводить любые мероприятия налогового контроля на территории проверяемого лица, но можно запрашивать документы у контрагентов  и проводить мероприятия налогового контроля вне территории проверяемого лица.  

Не допускается использовать доказательства, полученные за пределами сроков налоговой проверки.  При этом необходимо иметь в виду, что требование о представлении документов, направленное в последний день проверки, подлежит безусловному исполнению проверяемым лицом. 

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 июля 2013 г. N 57
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,
ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ЧАСТИ ПЕРВОЙ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Извлечение из текста.
…26. Согласно пункту 9 статьи 89 НК РФ на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
При рассмотрении дел, связанных с обжалованием действий налоговых органов, судам необходимо иметь в виду следующее.
По смыслу приведенной нормы в период приостановления выездной налоговой проверки не допускается также получение объяснений налогоплательщика и допрос его сотрудников.
В то же время налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории (помещения) налогоплательщика, если они не связаны с истребованием у налогоплательщика документов.
Кроме того, налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки.
 
СТАТЬИ
© 2016 ООО "МАСТЕРФИНАНС". All Rights Reserved.

Search