Статьи: Налоговые проверки

Отсутствие в заключенных договорах контактной информации контрагентов, в том числе номеров телефонов, факсов, адресов электронной почты,  исключает возможность ведения переписки, обмена документов, оперативного решения вопросов, возникающих при исполнении взаимных обязательств, и не свойственно для отношений субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность в различных субъектах Российской Федерации. 

Этот факт свидетельствует о проявленной налогоплательщиком-покупателем неосмотрительности, а также  о том, что договоры оформлены без намерения осуществления с поставщиками реальных финансово-хозяйственных отношений, исключительно с целью уменьшения налога на прибыль, увеличения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и получения в связи с этим необоснованной налоговой выгоды.  

К такому выводу пришел Арбитражный  суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в Решении от 16 июня 2016 г. по делу N А75-4071/2016, по заявлению ООО "Югра-ПГС"  о признании незаконными и отмене решения ИФНС по городу Сургуту Ханты-Мансийского автономного округа - Югре о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Другой грубой ошибкой организации явилось отсутствие проверки достоверности и полномочий лиц, подписывавших договоры и первичные документы.

Выяснилось, что руководители контрагентов не знали либо не могли знать о взаимоотношениях своих организаций с налогоплательщиком заявителем:

-руководитель одного из поставщиков умер, но документы от его имени продолжали подписывать;

-руководитель другого поставщика находился в длительной арктической экспедиции на судне, при этом договор и первичные документы от его имени подписывали неустановленные лица;

-руководители двух контрагентов – поставщиков заявили о своей непричастности к взаимоотношениям с заявителем.

В ходе судебного разбирательства, суд установил  как недостоверность сведений, содержащихся в первичных документах, так и отсутствие доказательств реальности исполнения хозяйственных операций. Вывод суда подтвержден другими судебными инстанциями, в том числе Определением Верховного Суда Российской Федерации от 4 мая 2017 г. N 304-КГ17-3932 

Порой налогоплательщик во время налоговой проверки узнает много неприятных для себя вещей о своих контрагентах - поставщиках. По мнению налоговых органов, обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности  контрагентов-поставщиков, могут служить основанием для предъявления обвинений  самому проверяемому лицу в недобросовестности, получении необоснованной налоговой выгоды.  

Вот наиболее часто встречающиеся ошибки  контрагентов-поставщиков, которые могут превратиться в проблемы самого налогоплательщика.

  1. Поставщик не находится по адресу местонахождения, указанному в ЕГРЮЛ.
  2. Поставщик сдает  «нулевую» налоговую отчетность либо отчетность с минимальными суммами налогов к уплате в бюджет, значительно ниже  среднеотраслевых норм.
  3. Поставщик по запросу  ИФНС  не  представляет документы по взаимоотношениям с проверяемым налогоплательщиком.
  4. Движения по расчетному счету поставщика  имеют транзитный характер  (дальнейший перевод в течение 1-2 дней,  денежных средств, полученных от общества, по различным основаниям,  на счета организаций, имеющих признаки фирм-однодневок, а также на счета индивидуальных предпринимателей, с последующим обналичиванием денежных средств).
  5. Поставщик  имеет минимальную численность сотрудников (1-2 чел), получающих среднюю заработную плату в размере прожиточного минимума или около того.
  6. Поставщик не осуществляет (по расчетному счету)  расходы, характерные для компаний, ведущих реальную хозяйственную деятельность: оплата аренды офиса, заработной платы, телефона, Интернета, канцтоваров, курьерских услуг, аренды склада либо услуг по хранению товара (при исполнении договора поставки), транспортных услуг либо аренды транспорта (при поставке товара).
  7. У поставщика отсутствует сайт (либо страница в соц. сети) и  электронная почта. 
  8. Руководитель поставщика является массовым либо дисквалифицированным руководителем.
  9. Руководитель поставщика не является по вызовам в ИФНС для дачи объяснений.
  10. Руководитель поставщика на момент назначения уже являлся руководителем в другой организации,  но  не имеет разрешения от участников первой организации на совмещение в должности руководителя. 
  11. На допросе в ИФНС руководитель поставщика отрицает руководство (связь) своей организацией и факт подписания первичных  документов (накладных, актов, счетов-фактур).
  12. На допросе в ИФНС руководитель поставщика не может сообщить названия своих поставщиков и покупателей, Ф.И.О. руководителей, их адреса и  адреса своего склада и склада поставщиков, способы и условия поставки товаров, обстоятельства заключения договоров.
  13. На допросе в ИФНС руководитель поставщика отрицает связь с проверяемой организацией и факт поставки ей товара или  оказания услуги.

Чтобы избежать обвинений в недобросовестности и отсутствии должной осмотрительности, нужно до заключения договора проводить  проверку контрагента - поставщика. Необходимо  иметь документальные доказательства реальности сделок. При наличии убедительных доказательств реальности хозяйственных связей, обвинений со стороны налогового органа (и значительных доначислений налогов), можно избежать.

По результатам выездной и камеральной налоговой проверки налоговая инспекция имеет право доначислить налоги, исходя из рыночных  цен сделки, применив способы налогового контроля цен сделки. Для этого налоговый орган должен доказать, что проверяемое лицо и его контрагент являются взаимозависимыми лицами, а также получение проверяемым лицом необоснованной налоговой выгоды в рамках оспариваемых сделок. 

Методы налогового   контроля цен   сделки   в такой  ситуации могут применяться в целях более полного исчисления (суммовой оценки) полученной проверяемым лицом необоснованной налоговой выгоды, наряду с остальными  способами подсчета налоговой выгоды.

Применение методов контроля цен при выездных и камеральных налоговых проверках возможно только в отношении сделок, по которым доказано получение необоснованной налоговой выгоды между взаимозависимым лицами.  

 В соответствии со ст. 105.7. НК РФ,  могут применяться следующие методы налогового контроля цен сделок:

1) метод сопоставимых рыночных цен  (используется для определения соответствия цены, примененной в оспариваемой сделке, рыночной цене, на основе сравнения цен в сопоставимых сделках);

2) метод цены последующей реализации (используется для определения соответствия цены, примененной в оспариваемой сделке, рыночной цене,  при перепродаже товара);

3) затратный метод (используется для определения соответствия цены, примененной в оспариваемой сделке, рыночной цене, на основе сопоставления валовой рентабельности затрат);

4) метод сопоставимой рентабельности (используется для определения соответствия рентабельности, полученной  в оспариваемой сделке, уровню рентабельности в сопоставимых сделках);

5) метод распределения прибыли (используется для определения соответствия цены, примененной в оспариваемой сделке, рыночной цене, на основе   фактического распределения между сторонами сделки совокупной прибыли). 

Применение налоговым органом методов исчисления (суммовой оценки) необоснованной налоговой  выгоды на основе методов налогового контроля цен, требует отдельного доказывания налоговым органом факта манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми лицами, по которым получена необоснованная налоговая выгода.

 Источник: Письмо Минфина РФ   от 5 апреля 2016 г. N 03-01-18/19396

 

В процессе налоговой проверки ИФНС может потребовать  у проверяемого лица доказательств того, что товары (сырье, материалы, полуфабрикаты, тара) приобретены именно у того поставщика, который указан в накладной.  

В таком случае налогоплательщику необходимо доказать:

-факт поступления данного товара;

-факт приобретения товара именно у того поставщика, который указан в накладной.

1.Факт поступления товара (сырья, материалов, полуфабрикатов, тары), далее – товар, доказывается путем представления в налоговый орган подписанных сторонами и заверенных (подписью руководителя проверяемого лица)  копий товарных накладных по форме № ТОРГ-12, либо  УПД (универсального передаточного документа), а также  приходных ордеров по форме № М-4. Кроме того, предоставляются бухгалтерские регистры и отчеты по складу.

2.Чтобы доказать факт приобретения товара у того поставщика, который указан в накладной, необходимо привести доказательства:

- наличия и реальности договорных отношений с данным поставщиком; 

- доставки товара именно  от этого поставщика.

2.1.Наличие договорных отношений с данным поставщиком доказывается путем предоставления  в налоговый орган подписанного сторонами (и заверенного подписью руководителя проверяемого лица),  копии договора поставки (купли-продажи) товара,  со всеми приложениями, относящимися к проверяемому периоду.

Копия договора с поставщиком является ценным источником информации и используется проверяющими  для анализа первичных документов и выявления противоречий в их оформлении. Поэтому перед отправкой в налоговый орган  копий договора и первичных документов необходимо сверить, как минимум, следующие аспекты договора и первичных документов: наименование товара, способ доставки  на склад покупателя, порядок возмещения транспортных расходов, цены поставки, порядок начисления НДС.

Реальность договорных отношений с данным поставщиком доказывается путем представления документов, подтверждающих, что выбор контрагента и обстоятельства заключения договора не отличались от обычной, сложившейся практики в проверяемой организации. В этих целях предоставляются: 

-письменное пояснение налогоплательщика о критериях выбора данного контрагента с приложением подтверждающих документов (выписки из ЕГРЮЛ, коммерческого предложения поставщика, карточки контактов контрагента и аналогичных);

-копия приказа о  порядке контроля за отбором поставщиков и оценкой рисков (либо письменное описание сложившейся  практики осуществления выбора поставщиков, порядке оценки условий сделки, деловой репутации, платежеспособности контрагента);

-письменное  пояснение об обстоятельствах подписания договора с приложением подтверждающих документов (копия паспорта руководителя либо уполномоченного лица, копия доверенности  уполномоченного лица). 

2.2. Факт доставки товара покупателю  доказывается в зависимости от способа  доставки товара и участия перевозчика. Ниже рассмотрен наиболее распространенный способ доставки – автотранспортом.

Если покупатель самостоятельно доставляет товар со склада поставщика на собственном или арендованном (на время), автотранспорте, то документом, доказывающим факт доставки товара, является путевой лист (Письмо Минфина РФ от 22.12.2011 N 03-03-10/123). Обратите внимание на то, чтобы грузоподъемность автомобиля не была меньше веса перевозимого груза. 

Если поставщик  самостоятельно, за свой счет, доставляет  товар на склад покупателя,  то документом, доказывающим факт доставки товара, является транспортная накладная, по форме согласно Приложению N 4 к Постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 N 272.

Во всех случаях найма покупателем либо продавцом перевозчика для доставки товара, документом, доказывающим факт доставки товара, является транспортная накладная, по форме согласно Приложению N 4 к Постановлению Правительства РФ от 15.04.2011 N 272. 

3.В случае сомнений в реальности сделок с поставщиком товаров, налоговый орган имеет право осуществить следующие мероприятия налогового контроля: 

-запросить устные пояснения должностных лиц проверяемого лица (руководителя и главного бухгалтера), либо провести допросы должностных лиц, (которые в дальнейшем могут быть переквалифицированы в устные пояснения налогоплательщика);

-провести  допросы свидетелей, являющихся сотрудниками проверяемого лица, в частности  бухгалтера по учету ТМЦ, кладовщиков,  и иных лиц, участвующих в приемке товара; 

-провести  допросы свидетелей, являющихся сотрудниками поставщика (в первую очередь – руководителя) и иных лиц, например, водителей перевозчика;

-назначить экспертизу подписей первичных документов поставщика и перевозчика;

-провести инвентаризацию склада проверяемого лица.

4.Если налоговый орган считает поставщика товара – фиктивным, то в качестве дополнительных (второстепенных) доказательств, у банков запрашиваются сведения о движении средств по цепочке контрагентов (контрагентов поставщика).

По совокупности имеющихся документов и информации, налоговый орган делает вывод о реальности/фиктивности сделки по поставке товара,  составляет акт проверки, затем,  с учетом возражений проверяемого лица - выносит  решение по результатам проверки.  

 

В процессе налоговой проверки ИФНС может потребовать  у проверяемого лица документальных доказательств факта поступления товара (сырья, материалов, полуфабрикатов, тары).

Минимальный объем доказательств, который должен представить налогоплательщик. 

1.Факт поступления товара (сырья, материалов, полуфабрикатов, тары) на склад доказывается путем представления в налоговый орган подписанных сторонами и заверенных (подписью руководителя проверяемого лица)  копий товарных накладных по форме № ТОРГ-12 (допускаются накладные по иной форме, содержащей все необходимые реквизиты), либо  УПД (универсального передаточного документа).  

2.Дополнительным доказательством поступления товара (сырья, материалов, полуфабрикатов, тары) являются документальное подтверждение оприходования товара на склад. В этих целях проверяющим предоставляются приходные ордера по форме № М-4 (подтверждающие оприходование товара (сырья, материалов, полуфабрикатов, тары) материально-ответственным лицом на склад, либо предоставляются накладные по ф. № ТОРГ-12 с отметкой «ОПРИХОДОВАНО», датой оприходования  и подписью материально-ответственного лица.

3.Кроме того, в качестве доказательств поступления товара (сырья, материалов, полуфабрикатов, тары), как правило,  предоставляются бухгалтерские регистры (карточки бухгалтерских счетов, оборотно-сальдовые ведомости по счетам учета), в которых отражается движение (приход-расход) ТМЦ на складе,  отчеты по складу. 

 4.В случае сомнений в том, что товар реально поступал на склад, налоговый орган имеет право: 

-запросить письменные пояснения налогоплательщика по вопросу приобретения и оприходования ТМЦ; 

-запросить устные объяснения должностных лиц проверяемого лица (руководителя и главного бухгалтера), либо провести допросы должностных лиц, (которые, в дальнейшем, могут быть переквалифицированы в устные пояснения налогоплательщика);

-провести  допросы свидетелей, являющихся сотрудниками проверяемого лица - бухгалтера по учету ТМЦ, кладовщиков,  и иных лиц, участвующих в приемке ТМЦ (товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, тары);

-провести инвентаризацию склада проверяемого лица.

Необходимо иметь в виду, что перечисленные документы и информация подтверждают только факт поступления  товара на склад покупателя. Для доказательства поступления товара от того поставщика, который указан в накладной, потребуются дополнительные документы.
СТАТЬИ
© 2016 ООО "МАСТЕРФИНАНС". All Rights Reserved.

Search