Статьи: Налоговые проверки

          Порядок проведения камеральной проверки регулируется статьей 88 НК РФ. Данный вид  проверок проводится без какого-либо специального решения в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации, а декларации по НДС – 2 месяцев (с отчетности поданной после 3.09.2018г.) 

          Налогоплательщика не уведомляют о начале проверки и о её завершении, если нарушения не были выявлены. О проведении камеральной проверки проверяемое лицо узнает в случае, если выявлены ошибки при заполнении декларации либо у налоговой инспекции  есть основания полагать о наличии нарушений,  или налогоплательщик в соответствии с Кодексом, должен подтвердить документально представленную информацию.

          О том, что при камеральной проверке декларации по НДС выявлены признаки, указывающие на возможные налоговые нарушения, может свидетельствовать запрос документов (пункты 4, 8.1 статьи 88 НК РФ) либо направленное проверяемому лицу решение о продлении срока проведении проверки до трех месяцев.

           После сдачи отчетности сведения из декларации проходят автоматизированный контроль по контрольным соотношениям и «разрывам» НДС (АСК НДС-2) . Если контрольные соотношения соблюдены и нет разрывов по НДС, то в большинстве случаев проверка завершается. 

          При наличии оснований проводится так называемая «углубленная камеральная проверка».  К такого рода основаниям относится наличие противоречий между данными декларации и документами налогового органа или контрагента; подача уточненной декларации с уменьшением налога к уплате; подача декларации по НДС к возмещению; налоговые льготы и пониженные ставки налогов; уплата НДПИ, водного, земельного налога и другие.

          Термин «углубленная камеральная проверка» означает возможность применения различных методов налогового контроля, в частности  истребования документов у проверяемого лица и его контрагентов, а также выемки документов;  проведения допросов, экспертиз,  осмотра помещений и территорий.

          Каждое из перечисленных мероприятий налогового контроля должно иметь основание в виде решения налогового органа либо соответствующей статьи НК РФ, поэтому уже на этом этапе следует обращаться к специалистам по налоговому праву: доначисления по камеральной проверке можно оспорить в суде или в вышестоящем налоговом органе по мотиву несоблюдения процедуры. 

           При выявлении нарушений инспекция  в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки оформит акт камеральной проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ).

           На акт проверки обязательно нужно в месячный срок подавать письменные возражения, желательно с привлечением специалистов.  По истечении рабочих 10 дней инспекция должна рассмотреть акт проверки и возражения проверяемого лица.  Особое внимание придается надлежащему уведомлению налогоплательщика о предстоящем рассмотрении. 

          По итогам рассмотрения акта проверки должностное лицо налогового органа принимает решение о привлечении к ответственности либо о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (истребование документов, проведение допросов, экспертиза) сроком один месяц. По итогам допмероприятий проводится повторное рассмотрение материалов проверки и выносится решение. 

           Решение о привлечении к ответственности вступает в силу по истечении месяца с момента вручения проверяемому лицу.  

          Обжалование решения производится до момента вступления решения в силу путем подачи апелляционной жалобы в УФНС, затем в трехмесячный срок с момента принятия решения УФНС по жалобе - в арбитражном суде.

          Что могут сделать специалисты по налоговому праву при проведении углубленной камеральной проверки:

- выявить доказательства инспекции, полученные с нарушением процедуры;

-оспорить решения налогового органа по проверке (о продлении, назначении экспертизы, о проведении дополнительных мероприятий), если таковые приняты с нарушением;

-подготовить возражения по акту проверки;

-составить апелляционную жалобу;

-подготовить иск в арбитражный суд;

-представлять интересы налогоплательщика в суде и в вышестоящем налоговом органе;

-подготовить необходимые ходатайства (о снижении санкций, о предоставлении дополнительных документов и т.д.)

           Имеющийся опыт говорит, что привлечение опытных специалистов значительно повышает успех на снижение либо отмену доначислений по итогам камеральной проверки. 

          При проведении камеральной налоговой проверки инспекция вправе истребовать документы и информацию у проверяемого лица. Для истребования документов используется  утвержденная приказом  ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ форма «Требование о представлении документов (информации)» код по КНД 1165013. 

           Налогоплательщик не обязан представлять документы если с момента сдачи декларации прошло более 3 месяцев, а декларации по НДС – 2 месяцев (с отчетности поданной после 3.09.2018г.). Это ограничение связано с окончанием установленного срока проверки (пункт 2 статьи 88 НК РФ).

          Отсутствует обязанность представлять документы в случае, если они уже представлялись в налоговую или запрашиваемые документы организация составлять не обязана.

          Истребование документов при камеральной проверке может быть произведено в строго оговоренных случаях.

         Право истребовать документы возникает если налоговый орган установит противоречия между данными декларации и материалами налогового контроля (пункт 4 статьи 88 НК РФ) либо данные декларации по НДС не соответствуют сведениям декларации НДС контрагента (пункт 8.1 статьи 88 НК РФ).

          В случае подачи уточненной декларации с уменьшением налога к уплате инспекция вправе затребовать документы, подтверждающие уменьшение налога (пункт 3 статьи 88 НК РФ).

          При подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение, налоговики вправе выставить требование на представление документов, подтверждающих правомерность вычетов по НДС (пункт 8 статьи 88 НК РФ)

          Если в декларации заявлены налоговые льготы, могут затребовать документы о праве на льготы (пункт 8 статьи 88 НК РФ).

          Для обоснования сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, и применения пониженных тарифов страховых взносов также необходимы документы (пункт 8.5 статьи 88 НК РФ).

          Для применения инвестиционного налогового вычета могут запросить документы, подтверждающие правомерность применения налогового вычета (пункт 8.5 статьи 88 НК РФ).

          Если в декларации НДС содержатся сведения о вычетах по системе tax-free, инспекция вправе запросить данную информацию (пункт 8.5 статьи 88 НК РФ).

          У плательщиков НДПИ, водного, земельного налога могут потребовать документы по исчислению этих налогов (пункт 9 статьи 88 НК РФ).

          Требование о представлении документов может быть вручено лично, направлено в адрес налогоплательщика по  почте (в бумажном виде) либо передано через оператора электронного документооборота.

          Моментом получения требования считается дата вручения (лично), шестой рабочий день с момента отправки почтой, дата отправки квитанции о приеме (по телекоммуникационным каналам связи).     

          Представить документы и информацию по требованию необходимо в течение 10 рабочих дней с момента получения требования: на бумажном носителе в виде заверенных копий с приложением описи либо в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.  Практикуется также отправка документов в налоговую инспекцию через курьерскую службу (потребуется выписать доверенность курьеру) либо по почте.

          Штраф за непредставление либо несвоевременное представление документов составляет 200 рублей за каждый неподанный документ (статья 126 НК РФ).

          Налогоплательщик представляет пояснения в налоговую инспекцию по собственной инициативе или  по запросу.

          По инициативе налогоплательщика  пояснения в инспекцию предоставляются чтобы снять возможные вопросы инспекторов о причинах заявленных убытков, о необходимости сдачи уточненной декларации, о несоответствии сумм выручки в декларациях по НДС и налогу на прибыль и так далее.

           Добровольная подача пояснений в большинстве случаев позволяет избежать таких неприятных процедур, как вызов допрос  или на комиссию по легализации налоговой базы.

          Истребование пояснений со стороны ИФНС производится в рамках камеральной либо выездной проверки. 

          На запрос необходимо ответить в течение пяти рабочих дней, в противном случае организацию могут оштрафовать на 5000 рублей (часть 1 статьи 129.1 НК РФ, несообщение или несвоевременное сообщение сведений налоговому органу).

          Запрос пояснений в рамках камеральной проверки регулируется статьей 88 Налогового кодекса РФ. 

          Согласно пункту 3 статьи 88 НК РФ,   инспекция имеет право запросить пояснения, если: 

-в налоговой декларации выявлены ошибки;

-данные декларации противоречат документам, имеющимся у налогового органа;

-организация заявила убыток;

-сумма налога к уплате в уточненной декларации ниже, чем в предыдущей (первичной) декларации.

          Согласно пункту 6 статьи 88 НК РФ,   инспекция имеет право запросить пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы.

          В соответствии  с пунктом 8.2 статьи 88 НК РФ ИФНС вправе истребовать сведения о периоде  участия в договора инвестиционного товарищества и о приходящейся на участника  доле прибыли (расходов, убытков).

         На основании пункта 8.8 статьи 88 НК РФ 8.8 инспекция вправе запросить пояснения, касающиеся применения инвестиционного налогового вычета.

         Получение пояснений в рамках выездной проверки проводится по выявленным фактам нарушений,  с целью  выявления позиции налогоплательщика (Письмо ФНС России от 13.08.2014 N ЕД-4-2/16015 "О пояснениях налогоплательщиков при проведении выездных налоговых проверок").

Решение о привлечении к ответственности по итогам налоговой проверки вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения проверяемой организации.

          Если до наступления срока вступления в силу данного решения налогоплательщик подает в управление ФНС по субъекту  апелляционную жалобу, срок вступления в силу решения исчисляется со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе.

          В соответствии с пунктом 1 статьи  139.1  апелляционная жалоба на решение по проверке подается через налоговую инспекцию. Инспекция обязана в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

         По итогам рассмотрения апелляционной жалобы управление своим решением вправе отменить или изменить решение Инспекции полностью или в части и принять по делу новое решение, а также отменить решение Инспекции.

Таким образом, у проверяемой организации есть шансы на изменение решения по проверке.

Что нужно сделать:

  1. В тексте жалобы четко определить обжалуемые пункты решения инспекции.
  1. Приложить дополнительные документы.

            Согласно  пункту 1 статьи 140 Налогового кодекса РФ, лицо, подавшее апелляционную жалобу, вправе, до принятия решения по жалобе, представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы. 

      3. Заявить ходатайство с просьбой рассмотреть данные документы. Ходатайство должно содержать объяснения, почему эти документы ранее не были представлены в инспекцию. Важен сам факт пояснений, а не вескость причины. Если такие пояснения представлены, управление обязано рассмотреть приложенные документы и вынести по ним суждение в своем решении по жалобе (пункт 4 статьи 140 НК РФ).

     4. Внимательно проанализировать материалы  налоговой проверки и выявить противоречия.

          Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 140 Кодекса, в случае выявления в ходе рассмотрения апелляционной жалобы несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в материалах нижестоящего налогового органа, либо противоречий между сведениями, содержащимися в представленных нижестоящим налоговым органом материалах, вышестоящий налоговый орган рассматривает апелляционную жалобу с участием лица, подавшего жалобу. 

          В соответствии с пунктами 1 и 4  статьи 101 Налогового кодекса к материалам налоговой проверки относится акт налоговой проверки и иные материалы налогового контроля. 

         Таким образом, противоречия в документах, полученных  налоговиками и отраженных в акте проверки  подлежат отдельному рассмотрению. В свою очередь, расхождение между сведениями, приведенными а акте налоговой проверки и информацией в документах, представленных налогоплательщиком,  указывают на несоответствие сведений, подлежащее разрешению вышестоящим налоговым органом с участием лица, подавшего апелляционную жалобу. 

           Если несоответствия обнаружены, подайте ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы с участием проверяемого лица. В ходатайстве необходимо указать на выявленные несоответствия и противоречия. При рассмотрении жалобы с участием проверяемого лица шансы на изменение решения инспекции значительно возрастают. 

            Если приглашение от управления поступило – необходимо заявить  дополнительные аргументы и пояснения по материалам проверки.

            Пунктом 78 Постановления Пленума ВАС РФ N 57 от 30.07.2013 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что право представлять возражения против выводов налогового органа и подтверждающие такие возражения доказательства, предоставляется налогоплательщику на всех стадиях осуществления налогового контроля вплоть до вынесения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе налогоплательщика на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. 

            По итогам рассмотрения жалобы проанализируйте решение управления: если какие-либо документы или аргументы, заявленные в жалобе, не рассмотрены - обращайтесь в суд с иском об о признании недействительным решения управления ФНС.

            Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 24.02.2011 N 194-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Винзавод Буденновский" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 2 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации", решение вышестоящего налогового органа, принятое по итогам рассмотрения апелляционной жалобы может быть в общем порядке признано судом недействительным, если оно нарушает права налогоплательщика.

Если при налоговой проверке выясняется, что проверяемая организация осуществляла хозяйственные операции с «проблемными» контрагентами-однодневками, перед контролерами  встает вопрос: проверяемая организация  действовала  сознательно или была введена в заблуждение недобросовестными контрагентами. Чтобы ответить на этот вопрос, ИФНС исследует, предпринимала ли организация необходимые меры должной осмотрительности при выборе контрагентов. 

В соответствии с письмом Минфина РФ и ФНС РФ от 23 марта 2017 г. N ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды», налоговым органам предписано оценивать достаточность и разумность принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента, исследовать вопросы, отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов, каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация и платежеспособность контрагентов. 

При этом, контролеры   должны обращать особое внимание на отсутствие у проверяемой организации информации о фактическом местонахождении проблемных контрагентов, а также о местонахождении их складских, торговых  и производственных площадей. Отсутствие у проверяемой организации данных об адресе своего контрагента является важным доказательством  отсутствия у налогоплательщика должной осмотрительности при совершении соответствующей сделки. 

В законодательстве РФ  и в хозяйственной практике, при указании адреса  организации, используются следующие понятия: место нахождения  юридического лица, адрес юридического лица, юридический адрес, почтовый адрес, адрес осуществления хозяйственной деятельности.

Каждое из них имеет свои особенности.

Место нахождения юридического лица – это наименование населенного пункта (муниципального образования), в котором зарегистрирована организация (п.2 ст.54 ГК РФ). Сведения о месте нахождения юридического лица отражаются в учредительных документах. Если организация находится в Москве, по адресу г.Москва, Гостиничный проезд, д.8, корпус 1,  то местом нахождения этой организации будет являться г.Москва, что и должно быть указано  в Уставе. Обязав  указывать в учредительных документах   в качестве места нахождения населенный  пункт (без улицы и дома), законодатель сократил потенциальное количество регистрационных действий  для организаций,  в частности при смене при смене офиса в пределах населенного пункта,  не требуется вносить изменения в Устав.

Адрес юридического лица (п.3 ст.54 ГК РФ) – это  адрес исполнительного органа, то есть  адрес, по которому должен находиться руководитель организации. 

Адрес юридического лица указывается в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), он используется  для целей осуществления связи с юридическим лицом (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с  достоверностью адреса юридического лица"). 

Адрес юридического лица является основным (а с точки зрения контролирующих органов - единственным) адресом организации. По адресу юридического лица, который указан в ЕГРЮЛ, направляются  юридически значимые сообщения (ст.165.1.ГК РФ):  заявления, уведомления, извещения, требования, судебные извещения и вызовы и  иные сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица. 

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (п.3 ст.54 ГК РФ). 

Извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, например исчисление сроков, влекут такие последствия с момента доставки извещения (п.39 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 N 36). Датой доставки извещения является дата поступления этого сообщения по адресу юридического лица,  независимо от фактического нахождения юридического лица по указанному адресу.

Адрес осуществления хозяйственной деятельности –  адрес, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (торговая точка, цех, склад). Если адрес осуществления хозяйственной деятельности отличается от адреса организации в ЕГРЮЛ, необходимо зарегистрировать в налоговом органе обособленное подразделение либо филиал организации. Сведения о представительстве, филиале  организации (в том числе адрес) должны быть внесены в ЕГРЮЛ.

Юридический адрес и почтовый адрес – устаревшие понятия, тем не менее, широко применяемые в хозяйственной практике. Часто в реквизитах договора с контрагентом указывают два разных адреса: юридический адрес, - как адрес, указанный в ЕГРЮЛ; и почтовый адрес - как место реального расположения организации, для почтовой корреспонденции. Это незаконно.

В данном случае,   в договоре констатируется нарушение    законодательства о госрегистрации: почтовый адрес, указанный в договоре, по которому осуществляется связь с юрлицом, должен быть указан в ЕГРЮЛ как адрес юридического лица, а юридический адрес, в данном примере, должен совпадать с почтовым адресом.  С точки зрения современного законодательства, в договоре с контрагентом организация должна указывать один адрес, совпадающий с адресом, указанным  в ЕГРЮЛ.  

В едином государственном реестре юридических лиц, в соответствии Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей",  содержатся  данные об  адресе юридического лица  (для связи с организацией) и, частично, об  адресах осуществления хозяйственной деятельности (местонахождении филиалов и представительств).  Сведений об обособленных  подразделениях организации в ЕГРЮЛ нет. 

Проблема состоит в том, что эти данные не являются достоверными и не признаются налоговыми органами и судами без дополнительного подтверждения (Решение АС г.Москвы  от 31.03. 2016 г. по делу N А40-247293/15-115-2004). 

 

Tags:

Страница 1 из 14

СТАТЬИ
© 2016 ООО "МАСТЕРФИНАНС". All Rights Reserved.

Search